НОВОСТИ

Включение в реестр недобросовестных поставщиков: новые основания обжалования в суде

Решение УФАС о включении в реестр недобросовестных поставщиков основываются на законе. Справедливо ли что добросовестные участники закупки отвечают на равных с теми, кто намеренно срывает поставку для госзаказчика? Является ли небрежность основанием для такой строгой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков? В этом разбирался Верховный суд РФ.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков – правовая мера, влекущая последствия не только для участия в закупках. Например, наличие компании в реестре учитывают банки при выдаче кредитов и контрагенты при проверке перед заключением сделки.

По закону заказчики обязаны достигать целей удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Однако, что делать в тех случаях, когда не было умысла на уклонение от заключения договора, но была допущена небрежность и формально поставки были сорваны?

Верховный Суд РФ в своем Определении № 305-ЭС-2310096 от 16 октября 2023 г. подчеркнул что при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дать оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику. Применяемые государственными органами санкции должны соответствовать принципу юридического равенства и быть соразмерными конституционно защищаемым целям.

По мнению суда об отсутствии умысла на уклонение может свидетельствовать: совершение необходимых приготовлений к исполнению контракта, социально-ориентированный вид деятельности, продолжительный период надлежащего исполнения государственных и муниципальных контрактов, незначительный объем поставок по подлежащему заключению контракту при всем объеме исполненных контрактов и несопоставимость цены неисполненного контракта наказанию. Важно, что приведенный перечень оснований не является закрытым.

Небрежность сама по себе не является основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков. Необходимо оценивать все обстоятельства в их совокупности.

Верховный Суд РФ дал четкую правовую позицию о недопустимости формализма при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Следование строгой букве закона в отрыве от обстоятельств дела ведет к негативным последствиям для участников государственных и муниципальных закупок. Продемонстрированный юридический подход безусловно окажет влияние на правоприменительную практику ФАС России.