НОВОСТИ

Мобилизация как форс-мажор при госзакупках

Форс-мажор до настоящего времени не был отнесен Законом № 44-ФЗ к основаниям, дающим право одной из сторон расторгнуть контракт в госзакупках.
Усовершенствуя правовое регулирование в сфере государственных закупок Минфин России подготовил Постановление Правительства № 1838 от 15 октября 2022 для обеспечения федеральных нужд.
Главные новшества:
- по соглашению сторон возможно изменение существенных условий контракта: сроки, стоимость, если возникли обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения в связи с мобилизацией в Российской Федерации;
- в случае признания форс-мажором мобилизации, участника госзакупок не включат в реестр недобросовестных поставщиков и не взыщут штрафы и пени.
Властям субъектов РФ и муниципалитетов рекомендовано ввести такие же меры для контрактов по обеспечению региональных и муниципальных нужд. Ряд регионов уже принял соответствующие нормативные правовые акты.
Между тем законодательные инициативы оставляют несколько проблемных вопросов:
1. Изменение госконтракта по 44-ФЗ происходит по соглашению Сторон, что оставляет определенное усмотрение со стороны публичного субъекта.
2. Нет критериев, когда Стороны госконтракта могут разумно полагать, что невозможность исполнения обязательства связана исключительно с мобилизацией.
3. Какой состав доказательств (например, свидетельство Торгово-Промышленной Палаты, справки из военных комиссариатов или иные документы) необходим для бизнеса, чтобы доказать влияние мобилизации на контракт.
Юрист по 44-ФЗ, отслеживая административную и судебные практики применения новелл законодательства РФ, сможет дать квалифицированную консультацию клиенту.